Вне стен монастыря

В августе 1948 года сестра Тереза наконец получила разрешение покинуть орден сестер Лорето при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.

16 августа 1948 года мать Тереза ушла из монастыря, навсегда простившись с его спокойной, размеренной жизнью, и поселилась у знакомых индусов в бедняцком квартале. У нее не было ничего, кроме нескольких рупий в кошельке и великой любви к Христу в сердце. Ей было 38 лет, когда она сменила монашеские одежды на белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым к плечу. Сари она купила в индийской лавке за четыре рупии, а кайму и распятие сделала сама из голубой тесьмы.

Вскоре мать Тереза отправилась в индийский город Патна, чтобы закончить там ускоренные курсы медицинских сестер. Для нее было совершенно очевидно, что она сможет помогать бедным, с их антисанитарными условиями жизни, только если овладеет навыками лечения и предупреждения заболеваний.

Таким образом, прохождение курсов медсестер было неразрывно связано с выполнением Терезой плана Провидения.

Настоятельница в Патне - врач по образованию - с пониманием отнеслась к желанию матери Терезы жить среди бедных, но отговорила ее от идеи питаться только рисом и солью, как это делают бедняки, так как это было бы наилучшим способом препятствовать осуществлению замысла Господа - ведь чтобы вести такой образ жизни, нужно обладать недюжинным здоровьем.

Мать Тереза понимала, как нужна ее помощь измученным болезнями беднякам Калькутты, и окончила двенадцатимесячные курсы всего за четыре месяца. Вернувшись в Калькутту, сестра Тереза пошла в самое запущенное бедняцкое гетто Моти Джил, где она говорила с нищими и помогала им, чем могла. Все, что у нее было - это 5 рупий (около 50 центов) и кусок мыла. Она помогала купать детей и промывать раны. Люди из трущоб были потрясены: кто же она, эта европейская женщина в дешевом сари? Она хорошо говорит на бенгальском языке. Она приносит с собой чистоту, свет и тепло!

Спала Тереза на соломенном полу в хижине, которая обходилась ей в 5 рупий в месяц. На второй день пребывания в Моти Джил она взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на земле. Некоторое время спустя она смогла снять небольшое помещение для школы и учить детей читать, писать и обслуживать себя.

Все это время Бог давал ей силы и поддержку: она всегда находила необходимые лекарства, одежду, еду и помещение, чтобы принимать бедных и помогать им. В обед дети получали из ее рук стакан молока, а также кусочек мыла и могли услышать ее слова о Боге, который есть любовь и который - несмотря на всю эту убогую действительность - любит их, на самом деле любит.

Однажды к матери Терезе обратилась бенгальская девушка из богатой семьи, одна из ее бывших учениц в школе Св. Анны, и сказала, что хочет остаться с ней и помогать бедным. Но сестра Тереза здраво смотрела на вещи. Она ответила, что речь идет о полном отречении от всех материальных благ, и предложила своей воспитаннице немного подождать.

19 марта 1949 года девушка вновь пришла к ней, но на этот раз совсем без украшений и в дешевом платье. Она приняла решение. Девушка взяла себе имя Агнес (ведь именно так звали мать Терезу на самом деле). Так у матери Терезы появилась первая последовательница. В мае их было уже трое, в ноябре - пятеро, а в январе следующего года - семеро. В письме подруге мать Тереза пишет: "Мои помощницы - усердные труженицы. Мы работаем вместе пять дней в неделю. В их сердцах столько нежности к беспризорным детям! Если бы ты только видела, как проясняются детские мордашки при появлении сестер".

Мать Тереза молила Бога, чтобы Он послал ей больше помощниц, ведь работы было очень много. Каждое утро они вставали ни свет ни заря, долго молились и шли на мессу, чтобы Господь дал им силы в их нелегком деле служения бедным. Весь оставшийся день они работали в бедняцком квартале.

К их великой радости, некий господин Гоумс предложил матери Терезе и ее помощницам верхний этаж своего дома.

В 1949 году сестра Тереза получила индийское гражданство.